Содержание
Очень часто, спустя много лет после окончания обучения в школе, многие забывают правила русского языка и пишут крайне неграмотно, что читать неприятно. Поэтому порой освежить в памяти некоторые правила будет полезным, да и не только взрослым, но и школьникам, что отвлеклись от какой-либо темы, не успев в неё вникнуть, и не усвоили знания. В конкретно этой статье вы найдёте такое правило, как правописание чередующихся гласных в корне слова.
Правописание чередующихся гласных в корне слова
Правописание чередующихся гласных часто путают с безударной проверяемой и непроверяемой гласной в корне слова, но этого можно избежать запомнив корни, в которых чаще происходит чередование. Оно может зависеть от ударения, последней согласной в корне, от значения слова или от его суффикса. Чередуются буквы попарно а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин. Рассмотрим подробнее.
Перечень корней с чередованием и условием выбора гласной
Распределим перечень по условиям для более простого запоминания.
Корни | Примеры | |
---|---|---|
1) Наличие суффикса -а- | -бир- / -бер- | Наш новый водитель Томас будет забирать тебя из школы каждый четверг. Оставь книги в камере хранения, я чуть позже их подберу. |
-дир- / -дер- | Не стоит отдирать штрихкод, не нагрев его, а то могут остаться клеевые следы. Можешь выдернуть тот большой сорняк? |
|
-жиг- / -жег- | При выжигании по дереву нужно обязательно соблюдать правила безопасности. Мама попросила сжечь старый мусор на заднем дворе. |
|
-мир- / -мер- (Примечание: не включая слова со значением “измерять”) | С замиранием сердца я наблюдал за её грациозностью. Теперь и умереть не страшно! |
|
-пир- / -пер- | Запирайте дверь, уходя из квартиры. Я оперлась на стол и задумалась. |
|
-тир- / -тер- | Крошки за собой нужно вытирать. По инструкции, нужно втереть мазь в кожу. |
|
-чит- / -чет- Исключения: сочетать, сочетание, чета | Три является нечетным числом. В первом классе детей начинают учить вычитать числа. |
|
-стил- / -стел- | С утра каждый день нужно застилать кровать. Осень застелила землю желтыми листьями. |
|
-блист- / -блест- | Глаза заблестели от слёз. Новая звезда заблистала в небе. |
|
2) Ударение (без ударения - -а-) (без ударения - -о-) | -зор- / -зар- Исключение: зоревать | Выходим на заре. Будем мы с тобою зорьки летние встречать. |
-гар- / -гор Исключения: выгарки, пригарь | Пирог опять пригорел. Запах гари разносился по всей квартире. |
|
-клон- / -клан- | Склоняясь перед правилами, она была вынуждена отказаться от работы своей мечты. К царице подходили послы и кланялись, выражая своё уважение. |
|
-твар- / -твор- Исключение: утварь | Слово “тварь” не всегда являлось оскорблением, так в древности называли домашний скот. Люблю тебя, Петра творенье. |
|
3) Конечная гласная корня | -раст- / -ращ- / -рос- Исключения: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль, навырост | Он всё-таки купил то растение. Росток был ещё слишком слаб, чтобы его пересадили. |
-лаг- / -лож- Исключение: полог | Я полагаю, что именно она украла ручку у своего одноклассника. Он оказался в очень неловком положении. |
|
-скак- / -скоч- Исключения: скачок, скачу, скачи | Скакать на лошади было его детской мечтой. Она резко вскочила, почувствовав иголку в подушке своего стула. |
|
4) Значение | -мок- / -мак- -мок- - значение “пропускать жидкость” -мак- - значение “опускать в жидкость” | Поэт набрал чернил, чтобы обмакнуть перо. Я недавно купила непромокаемый плащ. |
-равн- / -ровн- -равн- - значение “одинаковый” -ровн- - значение “гладкий” Исключения: равнина, равнение, уровень, поровну, ровесник | Мне нужно подравнять волосы. (Сделать волосы одинаковой длины) Он решил выровнять грядки до обеда. (Сделать землю гладкой) |
|
-плав- / -плов- Всегда -а- Исключения: пловец, пловчиха, плывуны | Моя подруга любит плавать, поэтому купила абонемент в бассейн. |
Для закрепления изученного Вами материала, рекомендуем пройти тест на тему «Правописание чередующихся гласных».